Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Все об агростраховании
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Top.Mail.Ru

Прямая речь

  Полный список материалов

  Обязательное страхование, Новые страховые поля, Регулирование, Страхование ответственности перевозчиков
Основная цель – защита пассажиров
Поцелуева Елена Викторовна
Начальник отдела методологии и финансово-бюджетной политики департамента экономики и финансов Министерства транспорта Российской Федерации
страхование сегодняРабота над законопроектом по страхованию перевозчиков подходит к финальной стадии. Какие гарантии пассажирам предусматривает данный закон?

Проект федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам» был разработан по поручению Президента и Правительства. Законопроект прошел широкое обсуждение, был согласован с Минфином России, Минэкономразвития России, Федеральной антимонопольной службой, получены необходимые заключения Минюста России. За два года работы над законопроектом Рабочей группы Минтранса практически каждая статья была выверена с учетом предложений страховых организаций, транспортных организаций и представителей федеральных органов исполнительной власти. Законопроект был одобрен на заседании Президиума Правительства Российской Федерации 30 сентября 2010 года, внесен в Государственную Думу и принят в первом чтении 1 ноября 2010 года. К сожалению, в весеннюю сессию 2011 года закон во втором чтении, в силу высокой загруженности Думы, принять не успели, предполагалось, что второе чтение будет проходить в октябре 2011 года, поправки и замечания депутатов уже собраны, они носят, главным образом, редакционный и уточняющий характер, принципиальных замечаний нет.

Основными целями законопроекта являются введение обязательной страховой защиты интересов пассажиров по возмещению вреда, причиненного им при перевозке на всех видах транспорта (кроме легкового такси), создание единых, не зависящих от вида транспорта, условий возмещения причиненного вреда за счет обязательного страхования, а также установление процедуры получения потерпевшими страховых возмещений.

Законодательство о страховании гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами имеется во многих странах мира, в том числе и у наших транспортных партнеров по СНГ (Республики Казахстан, Беларусь, Молдова). Их опыт показывает, что введение данного вида страхования дает положительный результат, как в плане обеспечения адекватной и своевременной компенсации ущерба пострадавшим пассажирам, так и в плане сохранения финансовой состоятельности перевозчиков.

Система обязательного страхования на транспорте в России начала внедряться еще в 90-е годы, когда Указом Президента Российской Федерации от 7 июля 1992 года № 750 «Об обязательном личном страховании пассажиров» было введено обязательное страхование пассажиров, перевозимых междугородным транспортом. Для своего времени это был важный шаг в страховой защите граждан, однако сейчас система устарела, а страховая сумма 12 тысяч рублей на человека не обеспечивает в должном объеме защиту интересов пассажиров.

Новый закон предусматривает обязанность перевозчика страховать свою гражданскую ответственность за причинение при перевозке вреда жизни, здоровью и (или) имуществу потерпевших в порядке и на условиях, установленных настоящим федеральным законом. Минимальный лимит ответственности по жизни и здоровью будет составлять 2 млн. руб. (при этом в договоре страхования может быть предусмотрена более высокая сумма).

Сумма в 2 миллиона определена исходя из результатов исследований, проведенных Минфином России по оценке стоимости жизни человека для целей установления размера страховых сумм и размера страховых выплат по наступившим страховым случаям по договорам страхования. Такая величина уже установлена в статье 133 Воздушного кодекса Российской Федерации. По расчетам, основанным на размерах средних российских зарплат, предлагаемые в рамках законопроекта выплаты достаточны и для получения качественных медицинских услуг, и для поддержания уровня жизни семьи пассажира в течение 4-10 лет в случае его гибели. Выплаты за вред здоровью предлагается рассчитывать по устанавливаемым Правительством Российской Федерации нормативам в зависимости от характера и степени тяжести повреждения в пределах страховой суммы (подходы сейчас разрабатываются Минфином).

Размер страховой выплаты за вред имуществу (багажу) пассажира, согласно законопроекту, составит не менее 23 тыс. руб. на каждого потерпевшего.

Устанавливается 30-дневный срок выплаты страхового возмещения со дня получения страховщиком всех необходимых документов. При этом мы понимаем, что пострадавшие при перевозках и родственники погибших, нуждающиеся в немедленной финансовой помощи, поэтому для них предусмотрена возможность написать страховщику заявление на предварительную выплату. В этом случае в трехдневный срок после получения всех документов страховая компания будет обязана предварительно выплатить 100 тыс. руб. при причинении вреда жизни или при причинении тяжкого вреда здоровью для оплаты необходимого лечения, на погребение и другие неотложные нужды. Перечень и порядок оформления документов, необходимых как для предварительной выплаты, так и для страхового возмещения в целом, будет определен Правительством Российской Федерации.

Предусматривается обязанность перевозчика предоставлять пассажирам информацию о страховщике (наименование, адрес, номер телефона) и действующем договоре обязательного страхования (номер, дата заключения, срок действия). Она должна быть размещена во всех местах продажи билетов, или в билете, выдаваемом пассажиру. Непредставление информации влечет наложение административного штрафа (на должностных лиц – 1-3 тыс. руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – 1-3 тыс.р уб.; на юридических лиц – 10-30 тыс. руб.).

Страховой тариф устанавливается в договоре обязательного страхования по соглашению сторон. Правительство будет определять предельные уровни страховых тарифов в расчете на одного пассажира, как минимальный, так и максимальный, в зависимости от вида транспорта (см. таблицу – Приложение 1). На социально значимых видах транспорта (железнодорожный в пригородном сообщении, городской пассажирский транспорт) страховая премия в расчете на 1 пассажира составит от 1 копейки до 30 копеек, что не дает оснований для постановки вопроса об увеличении тарифов на услуги этих видов транспорта. Конкретный страховой тариф будет зависеть от обеспечиваемого перевозчиком уровня безопасности перевозок, технического состояния парка транспортных средств, и других факторов, влияющих на степень риска, которая подлежит оценке страховщиком.

Доля расходов на обязательное страхование в общих затратах перевозчиков по всем видам транспорта прогнозируется на уровне около 1%, что значительно ниже ежегодного увеличения тарифов на услуги пассажирского транспорта в соответствии с уровнем инфляции.

Законопроект предусматривает создание профессионального объединения страховщиков (в форме ассоциации (союза) или некоммерческого партнерства) и формирование при нем компенсационного фонда для гарантирования выплат потерпевшим. Право осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности перевозчиков за причинение вреда пассажирам получат страховщики, имеющие соответствующую лицензию и являющиеся членом профессионального объединения. Требования к размеру компенсационного фонда, а также порядок его формирования и использования будут устанавливаться органом страхового регулирования. Пострадавшие пассажиры и иные выгодоприобретатели смогут получить выплаты из компенсационного фонда в случае банкротства или отзыва лицензии у страховой компании, а также в случае необоснованного отказа страховщика от выплаты или уклонения от нее.

За неисполнение обязанности перевозчика страховать риск своей ответственности перед пассажирами, согласно предлагаемым изменениям в административный кодекс, вводится следующая ответственность: наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 до 4 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 3 тысяч до 4 тысяч рублей; на юридических лиц – от 30 тысяч до 40 тысяч рублей. Кроме того, суммы, неосновательно сбереженные перевозчиком, из-за того, что он не выполнил возложенную на него обязанность по страхованию, взыскиваются по иску органа страхового надзора в доход Российской Федерации.

В связи с принятием законопроекта потребуется внесение изменений в транспортные уставы и кодексы, а также Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Гражданский и Налоговый кодексы Российской Федерации (соответствующий проект также находится в Думе). Изменения направлены, в том числе:

  • на унификацию понятий «перевозка», «пассажир»;
  • на уточнение моментов начала и окончания перевозки для каждого вида транспорта;
  • на установление ответственности перевозчика за вред, причиненный при перевозке жизни, здоровью и (или) имуществу пассажира в сумме 2 млн руб.;
  • на установление административной ответственности за нарушение перевозчиком требований об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда пассажирам и за нарушение перевозчиком обязанности по информированию пассажиров о страховщике и о действующем договоре обязательного страхования
    и др.

Также вносятся изменения в Федеральный закон от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в части уточнения понятия «потерпевший» (статья 1) и исключения из страхового риска случаев возникновения гражданской ответственности перевозчика вследствие причинения перевозчиком вреда пассажирам при их перевозке, если этот вред подлежит возмещению в соответствии с проектом федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам».

Приложение 1 «Прогнозируемая величина страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажира (в расчете на 1 пассажира)»


13 сентября 2011 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Обязательное страхование, Новые страховые поля, Регулирование, Страхование ответственности перевозчиков
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 5.60 (голосовало: 5 чел.)
10   
Предыдущие отзывы:
13 сентября 2011 г. 22:01 T.I.
Еще один оптимистичный и невнятный проект, главное быстренько и красивенько отрапортовать, а как там пассажиры и выгодоприобретатели будут носиться за бумажками и доказывать свои права (а перевозчик уже не при чем) - не волнует ни Минтранс, ни Думу, ни страховщиков...
16 сентября 2011 г. 09:43 Игорь
страхование ответственности перевозчика
Страхование ответственности перевозчика не дает полной защиты пассажира. Надо было просто поднять страховую сумму по страхованию пассажиров от НС! Но нет - надо все усложнить! А за происшествия с пассажирами за которые перевозчик не отвечает (стихийные бедствия, теракты - кто будет платить? Опять государство? Глупое копирование зарубежного опыта на которое ссылается выступающая ни к чему хорошему никогда не приводило.

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: